|
Египет / культура / Коптская церковь Коптская церковь
Арабское слово "купт", европеизированное "копт", происходит от греческого "египтос". Копты считают себя потомками первых египетских христиан, населявших долину Нила. Местом зарождения христианства в Египте была Александрия, откуда оно быстро распространилось по стране с основанием анахоретских и монашеских общин.
По преданию, коптская церковь была основана в 42 г. святым евангелистом Марком. В числе религиозных руководителей, способствовавших становлению церкви, копты называют выдающихся богословов: Климента, Оригена, св. Дионисия, св. Афанасия.
Во времена Византийской империи религиозные распри были нередки, ими часто прикрывалась борьба за власть. Они разрешались церковным собором, на котором все патриархи империи обсуждали их и вырабатывали официальную позицию. Тот, кто не подчинялся мнению большинства, отлучался от церкви. Так, осуждению была подвергнута несторианская ересь. Патриарх Несторий говорил о двух природах Иисуса Христа, человеческой и божественной, совершенно противоположной первой. Несториане утверждали, что Бог — всего лишь человек, лишь впоследствии ставший сыном Божьим. В V в. это течение находило такой отклик в сердцах христиан, что другие патриархи, обеспокоенные этим, решением Эфесского собора (431 г.) предали Нестория анафеме.
Именно во время теологических дебатов, которые завершились осуждением Нестория, монах Евтихий начал развивать совершенно противоположную по смыслу теорию, которая, не отрицая человеческой природы Иисуса Христа, утверждала, что Его человеческая природа полностью претворяется в Его Божество. И это учение, названное монофизитством, было отвергнуто собравшимися на собор патриархами. Евтихий также был отлучен от церкви. Год спустя на новом Вселенском соборе патриарх Диоскор Александрийский добился оправдания Евтихия и монофизитов, копты поддержали его, приняв доктрину о единой, божественной природе Иисуса Христа. Император, боявшийся отделения александрийской церкви от империи, созвал в 451 г. Халкидонский собор, на котором монофизитство вновь подверглось осуждению, а Диоскор низложен и заменен другим патриархом, более ортодоксальным. Но христиане Александрии, приверженцы Диоскора, подняли мятеж против Византии, который был жестоко подавлен. Когда Египет был завоеван сначала персами, а затем арабами, египетские христиане воспользовались этим, чтобы порвать всякие контакты с Византией и добиться абсолютной самостоятельности. Нынешний патриарх Александрии Шенуда III стал первым патриархом, удостоившимся в 1973 г. аудиенции папы Павла VI. Он разорвал таким образом изоляцию, в которой находилась коптская церковь. В политической жизни страны копты представлены слабо.
Язык коптов, смесь древнеегипетского и греческого языков, продолжает оставаться официальным языком коптской церкви. Но в большинстве церквей страны служба ведется на арабском языке.
Копты и мусульмане живут очень разобщенно и видят друг в друге "неверных". Копты живут по своему собственному календарю, который повторяет календарь фараонов. Год состоит из 12 месяцев по 30 дней и одного месяца, состоящего из 5 дней (6 дней в високосный год). Рождество празднуется 7 января, Крещение — 19 января. Празднование Пасхи не имеет фиксированной даты.
|
|