|
Египет / история / Римское владычество Римское владычество
В 51 г. до н.э. на политической арене появилась Клеопатра VII. Первым соправителем Клеопатры был Птолемей XIII, ее брат и супруг, после его смерти — Птолемей XIV, как ни странно, тоже брат и супруг, лишивший ее трона. В борьбе, направленной на возвращение трона, Клеопатра использовала в том числе свое женское обаяние, прибегнув к помощи Цезаря, чьей любовницей она стала. После убийства Цезаря и смерти Птолемея XIV Клеопатра вернулась в Египет и стала править самовластно. С 41 г. до н.э. была союзницей и любовницей Антония, поддерживая его в борьбе с Октавианом Августом. В 31 г. до н.э. флот Антония был разгромлен Октавианом у мыса Акций. Антоний покончил с собой, а несколькими неделями позже примеру Антония последовала его возлюбленная, Клеопатра (она погибла от укуса гадюки). Октавиан приказал умертвить Цезариона — сына Клеопатры и Цезаря, — последнего из Птолемеев, и таким образом положил конец XXX династии. С тех пор на протяжении четырех столетий Египет находился под властью римлян и был вместе с Римской империей и во времена ее расцвета, и во времена упадка. Александрия, ставшая одним из центров еврейской диаспоры, пережила из-за этого множество потрясений и жестоко подавлявшихся восстаний.
В соответствии с традицией в 40 г. в Александрии впервые проповедовал христианство апостол Марк, и, несмотря на упорное сопротивление древних языческих культов, новая религия постепенно завоевывала признание. Во II в. в Александрии была основана Дидаскале — христианская богословская школа, которая помогала талантливым и ревностным проповедникам, таким, как Климент Александрийский (150-215) и Ориген (185-252), распространять христианскую веру в образованных кругах того времени. При римском императоре Деции (201-251), яром преследователе христианства, начали развиваться монашество и монастырская жизнь. Спасаясь от преследований, отшельники селились в глухих местах Синайского полуострова. Впоследствии они перешли к монастырской совместной жизни под влиянием примера св. Антония и его ученика Пахомия. По мере усиления преследований внутри христианской общины возникли религиозные разногласия. Инициатором одного из самых знаменитых споров был Арий Александрийский (280-336), основатель арианского учения, объявленного ересью Никейским вселенским собором (325 г.).
|
|